В этот раз речь пойдёт не о взаимодействии, балансе или собранном центре. Речь о том, как добавить в уже техничный, полный взаимодействия и музыкальности танец немного магии и специй, делающих его ещё и интересным.
Я долго пытался систематизировать фигуры, фишки и связки, как-то понять: в чем же соль, чем одни, интересные, отличаются от других, скучных? Как одна и та же фигура, станцованная чуть по-другому, становится из пресной - эффектной и необычной?
И пришел к тому, что все интересные моменты в танце можно свести всего лишь к нескольким категориям. Хорошая новость: категории не меняются от того, говорим мы о танце внутри пары или танце на зрителя. Очень хорошая новость: категорий всего три.
Первая категория - РИСК.
Сюда попадает как всякая акробатика, так и ускорения, высокие скорости, неожиданные выходы из фигур, когда партнерша не очень понимает, что происходит, и чем это закочится. Для неподготовленных зрителей банальная "дощечка" выглядит эффектно как раз за счёт фактора риска - они до конца не знают, уроним мы партнершу или нет. Поэтому вариант "камикадзе", когда партнерша сначала падает лицом вниз, еще эффектнее))
Что интересно, дозу риска можно добавить практически в любую фигуру, даже в типовую "американку", добавив в неё ускорения и нестандартный выход, например: неожиданность тоже риск.
Вторая категория - СОБЛАЗНЕНИЕ.
Здесь все более-менее очевидно, и сто раз проговорено в деталях - от зрительного контакта до тактильного, от волн, пластики и позировок до психологической настройки. Если задаться целью, то даже ту самую "американку" партнерша может станцевать соблазнительно, причем как для партнера, так и для зрителей. Но почему-то мало кто в это вкладывается, предпочитая демонстрировать свои умения в разрыве, а на базовые фигуры забивая. Очень зря, их все равно танцевали и будут танцевать много и часто.
Игра с эмоциями внутри пары тоже попадает в эту категорию, контраст между дистанциями или ускорением/замедлением- тоже может выглядеть соблазнением.
И - третья категория: ВЛАСТЬ.
Сразу оговорюсь, не стоит путать власть и силу, власть и принуждение. Мы строим танец на ощутимом, но достаточно легком взаимодействии, всегда оставляя партнерше некоторую свободу импровизации. Но что же есть власть?
Приведу аналогию: машина летит по шоссе, в ней двое - водитель за рулем, и пассажир, спящий на заднем сиденье. Кто у власти? Вроде бы водитель -- но только пока машина его исправно слушается, или пока не проснется пассажир, оказывающийся хозяином шофера. Власть у того, кто может её показать, подчиняя себе ситуацию.
В танце то же самое, демострация власти - это когда ни у партнеров, ни у зрителей не возникнет сомнения, кто задал фигуру, а кто исполнил. Например, на стандартной поддержке. Если партнер не просто макает партнершу туда-обратно, а показывает - "вот я, придавший форму этой фигуре и наслаждающийся её красотой, и вот женщина, которая меня слушается" - это его демонстрация власти. Если партнерша не просто "повернулась-прогнулась-поднялась-отряхнулась", а прорисовала эту фигуру уверенными движениями и еще и успела дорисовать что-то своё - это её демонстрация власти над ситуацией.
Точно так же можно протанцевать "свитч" ("хлыст", "променад") - на этой замечательной фигуре есть, где проявить себя и партнеру, и партнерше, причем и на входе, и на выходе из свитча.
Таким образом, каждую танцуемую фигуру или связку можно оценить с точки зрения этих трех компонентов, и, по желанию, добавить или усилить акцент на каком-то из них. В том числе это касается конкурсных схем -- кроме техники, стоит проверить схему на наличие и количество этих компонентов.
И если танец содержит и Риск, и Соблазнение, и Власть, он будет ярким и запоминающимся как для партнерши, так и для зрителей.
P.S. Эта статья призвана дополнить опубликованную ранее "Слагаемые хорошего танца", в которой рассматривалось взаимодействие внутри пары: